Е.Е. БАЙКОВ
С момента вступления в силу Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе" произошли некоторые изменения
в правоприменительной практике. Так, реализация права военнослужащих на
досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим
нарушением условий контракта стала возможной для каждого военнослужащего,
изъявившего желание расстаться с Вооруженными Силами. Наверное, большинство
согласится, что приходится прибегать к реализации данного права не от
хорошей жизни, поскольку уровень материального обеспечения офицеров Российской
армии уменьшился приблизительно в 12 раз по сравнению с началом XX века,
а доходы российских военных примерно в 10 - 15 раз ниже, чем в армиях
развитых государств (Н. Карпов. Закон должен защищать армию // Красная
звезда. 16.01.99). Но в данном случае речь пойдет конкретно о существенных
условиях реализации пп. "а" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе". Статья подполковника юстиции Машина
И.П. "Право военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы
в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта"
(журнал "Право в Вооруженных Силах". 1998. N 9. С. 41) получила
большой резонанс в воинских коллективах, о чем свидетельствует большое
число писем в редакцию. И действительно, следует признать, что новая редакция
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - большое завоевание
в вопросе реализации прав военнослужащего на труд. Но вместе с тем следует
отметить, что на практике, к сожалению, поставлены не все точки над "i",
а именно не все нормы законодательства реализованы, особенно в части денежных
выплат.
Возникает вопрос: имеет ли право военнослужащий при досрочном
увольнении с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением
в отношении его условий контракта на получение единовременного пособия?
Да, имеет!
В ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
сказано, что на военнослужащего, уволенного с военной службы по такому
основанию, как досрочное увольнение в связи с существенным и (или) систематическим
нарушением в отношении его условий контракта, распространяются права и
льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе
военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи
с организационно-штатными мероприятиями, а согласно п. 3 ст. 23 ФЗ "О
статусе военнослужащих" военнослужащим при увольнении с военной службы
в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное
пособие при соответствующей общей продолжительности военной службы, что
и закреплено в Постановлении Правительства РФ от 22.09.93 N 941, Приказе
Министра обороны РФ 1994 г. N 350. Так, в частности, согласно п. 3 ст.
23 ФЗ "О статусе военнослужащих", п. "а" ст. 1 Инструкции
о размерах и порядке выплаты военнослужащим единовременного пособия при
увольнении с военной службы, введенной Приказом Министра обороны РФ 1994
г. N 350, установлено, что увольняемым в связи с организационно-штатными
мероприятиями выплачивается при общей продолжительности службы:
- менее 10 лет - пять окладов месячного содержания (далее - оклад денежного
содержания);
- от 10 до 15 лет - десять окладов денежного содержания;
- от 15 до 20 лет - пятнадцать окладов денежного содержания;
- свыше 20 лет - двадцать окладов денежного содержания.
Пособие не выплачивается военнослужащим, уволенным с военной
службы:
а) за невыполнение условий контракта;
б) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;
в) в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы;
г) в связи с лишением воинского звания;
д) в связи с переводом на службу в органы внутренних дел.
В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия при увольнении
с военной службы засчитываются в календарном исчислении периоды службы
в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. При этом пособие подлежит выплате
за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В случае
повторного поступления на военную службу военнослужащих пособие при последующем
их увольнении с военной службы выплачивается исходя из общей выслуги лет
на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих
увольнениях со службы, но не менее чем в размере двух окладов денежного
содержания. При выплате пособия принимаются в расчет оклады денежного
содержания без повышения их за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими
условиями местностях и других повышений.
Единовременное пособие исчисляется военнослужащим из окладов,
выплачиваемых по последней должности и воинскому званию на день увольнения
с военной службы, а лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел - из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному
званию на день увольнения со службы.
Но на практике при увольнении по вышеуказанному основанию
(в связи с существенным и систематическим нарушением условий контракта)
почему-то финансовые органы по указанию Главного управления военного бюджета
и финансирования ВС РФ выплачивают 40 процентов размеров пособия, указанных
в п. "а" ст. 1 вышеназванной Инструкции в зависимости от общей
продолжительности службы. Ссылка на п. "а" ст. 1 вышеназванной
Инструкции о выплате 40 процентов размеров пособия в нашем случае при
досрочном увольнении с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим
нарушением условий контракта необоснованна, так как данный нормативный
правовой акт, на который ссылаются финансовые органы, противоречит ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе", а значит, по данному
спорному вопросу должна применяться норма Закона.
И даже если признать тот факт, что по вопросу выплаты
единовременного пособия при увольнении с военной службы и существует коллизия
в правоприменительной деятельности органов военного управления (наличие
разных нормативных правовых актов), то согласно общепринятым правилам
применяется норма вышестоящего органа, т.е. ФЗ "О воинской обязанности
и военной службе". Так как ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" издан в соответствии с требованиями, относящимися к вопросу
издания федеральных законов (официально опубликован, зарегистрирован),
то он применяется с момента вступления в силу (т.е. со 2 апреля 1998 г.)
и влечет за собой правовые последствия в виде ответственности граждан,
должностных лиц, организаций, учреждений, органов государственной власти,
в том числе и органов военного управления, за невыполнение содержащихся
в нем предписаний. В ст. 15 Конституции РФ записано: "Органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы". Отсюда можно
сделать заключение, что федеральные законы имеют верховенство на всей
территории. Несомненно, что требования о равной обязанности соблюдения
законов, в том числе и актов военного законодательства и ответственности,
относятся ко всем без исключения.
В данном случае довольствующие финансовые органы подменяют
принцип законности на принцип целесообразности, ссылаясь в который раз
на отсутствие механизма реализации соответствующей нормы закона в вопросе
о необходимости выполнения ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Очень важно помнить о том, что законность является одним из важнейших
принципов государственной и общественной жизни, заключающейся в точном,
неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других норм
всеми субъектами правоотношений.
Общеизвестно, что ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" вступил в силу с 2 апреля 1998 г., и если необходимо было
ограничить кого-либо в реализации каких-либо норм Закона, то законодатель
конкретно это установил бы в данном Законе, как, например, это было отмечено
в п. 1 ст. 29 ФЗ "О статусе военнослужащих", где прямо указано,
что абзац 3 п. 2 ст. 12 в части повышения оклада денежного содержания
вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства РФ.
И даже если Правительство РФ, Министерство обороны РФ
не привели свои нормативные правовые акты в соответствие с ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе", а это необходимо выполнить
(так как это общепринятое правило и требование, установленное в ст. 63
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 3 ст. 29 ФЗ
"О статусе военнослужащих"), то это никому не дает права нарушать
Закон. В соответствии с ФЗ "О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания" федеральные законы, а таковым является
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", вступают в силу
сразу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней
после дня их официального опубликования, если самими законами или актами
палат не установлен другой порядок вступления их в силу. В данном случае
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вступил в силу
в день его официального опубликования, т.е. 2 апреля 1998 г.
Рассматривая правоотношения между Министерством обороны
РФ и военнослужащим как сторонами при заключении контракта о прохождении
военной службы можно прийти к выводу, что они в сущности опосредуют право
граждан на труд. Так, в частности, Министерство обороны РФ или иной орган
федеральной исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба,
являясь стороной контракта о прохождении военной службы, заключая его
с гражданином, берет на себя определенные обязательства. Прежде всего,
Министерство обороны обязано: обеспечить соблюдение прав граждан и прав
членов семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
В случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту
стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации. Новизна законоположения заключается прежде всего
в вопросе принципиального подхода законодателя к правовому регулированию
прохождения военной службы по контракту (возможность досрочного увольнения
с военной службы по инициативе военнослужащего в случае существенного
или систематического нарушения в отношении его условий контракта). Несомненно,
это послужит в дальнейшем прогрессивным достижениям с точки зрения обеспечения
приоритета прав и свобод личности, реализации военнослужащими своих конституционных
прав при построении правового государства в нашей стране.
Возвращаясь к затронутой проблеме права военнослужащего
на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим
нарушением условий контракта, надо отметить, что в настоящее время с целью
получения единовременного пособия следует обращаться в суд. Данное обращение
должно быть оформлено соответствующей жалобой на неправомерные действия
командира с приложением копии приказа по строевой части об исключении
из списков воинской части и другими документами. В основу обоснования
ваших требований (выплаты единовременного пособия при увольнении с военной
службы в размерах, недополученных при увольнении, компенсации морального
вреда) должны быть поставлены прежде всего нормы ФЗ "О воинской обязанности
и военной службе".
"Закон и армия", 2005, N 6